Конкуренция заставляет представителей бизнеса искать способы, как сделать свое предложение более привлекательным. Все чаще клиентам вместо предоплаты предлагают сотрудничество с отсрочкой оплаты, что значительно повышает финансовые риски компании и требует привлечения новых средств. Чтобы покрыть собственные издержки, связанные с деятельностью предприятия.
Содержание
В таких условиях особо востребованы факторинговые услуги, когда поставщик обменивает дебиторские задолженности на денежные средства. Как работает факторинг, что это простыми словами – разберемся подробнее в этой статье.
Что такое факторинг — определение термина
Термин «факторинг» появился и получил распространение сравнительно недавно. В глазах поставщика, что такое факторинг, определяется как обменная операция, когда при передаче накопленной дебиторской задолженности можно получит деньги.
Факторинговая компания – это посредник, выплачивающий средства в обмен на передачу права взыскивать задолженность с контрагентов кредитора. Такая компания (фактор) приобретает право взыскания до 95% от всех проданных (поставленных) товаров, расплачиваясь с поставщиком.
В итоге, продавец (поставщик) получает реальные деньги до того, как товары или услуги будут фактически проданы, а компания-фактор самостоятельно занимается вопросами финансовых расчетов с контрагентами предприятия. Как следствие, оборотный капитал поставщика растет, а отсрочки платежей могут составлять 6 месяцев.
Иными словами, с факторингом сталкиваются при выполнении оплат безналичным способом, с использованием отсрочки.
Пример факторинга
Для наглядности, представим условно компанию, которая производит стройматериалы и поставляет в сети с отсрочкой расчетов на 90 дней. Пока сеть пользуется поставленным товаром, не выплачивая денег, производство нуждается в дополнительном финансировании для обеспечения бесперебойного производственного процесса.
Производитель нуждается в «живых деньгах» на расчеты с арендодателями, коммунальные платежи, зарплата персоналу, да и для потребовались средства на покупку сырья на производство.
Есть риск нехватки собственных оборотных средств, чтобы полностью справиться с финансовой нагрузкой.
Именно для таких случаев предназначен факторинг. Привлекая факторинговую компанию, производитель передает документацию и право взыскивать задолженность, накопившуюся по контрагентам. В рамках факторинговой операции, производитель получает 90% от ожидаемого по отсрочке поступления, а оставшиеся 10% компания вернет после окончательного расчета с клиентами на отсрочке после вычета стоимости услуг фактора.
Это выгодная и эффективная схема расчетов, когда каждый занимается своим делом:
- фактор контролирует погашение;
- производитель получает необходимую сумму, решая проблему дефицита оборотных средств.
Перед обращением к факторинговым компаниям следует изучить, как именно компания обеспечит факторинг, что это даст предприятию и на каких условиях.
Когда может возникнуть потребность в факторинге
Разные обстоятельства вынуждают компании обращаться за услугами факторинга. Чаще всего, потребность в факторе возникает при:
- необходимости быстро нарастить оборотные средства;
- расширении клиентской базы и увеличении потребностей в закупке сырья и материалов для производственных целей с одновременным риском возникновения просрочек с оплатой со стороны новых покупателей;
- планировании увеличить производственные обороты при увеличении числа клиентов;
- появлении крупного клиента, которая диктует свои правила по оплате за поставляемый товар.
Как правило, когда речь идет о подключении крупной сети, возникают риски с обеих сторон – не справиться с повышенными запросами нового клиента и попасть в серьезную зависимость от платежной дисциплины компании.
Через факторинг производителю удается решить проблему и избежать рисков появления финансовых проблем.
Преимущества и недостатки факторинга
Факторинг выполняет важную роль в развитии компании, одновременно с этим имеет ряд недостатков.
К преимуществам факторинга относят:
- Снижение рисков.
- Придание бизнесу финансовой устойчивости.
- Рост оборотного капитала.
- Увеличение числа клиентов.
- Создание оптимальных условий для своих клиентов.
Факторинговая компания также выигрывает, поскольку на профессиональном уровне решает проблему своевременности расчетов в интересах предприятия-партнера.
Для конечных клиентов факторинговый сервис полезен, поскольку он позволяет предприятиям предоставлять лучшие условия обслуживания с использованием отсрочки.
Есть и недостатки у такой схемы расчетов с клиентами:
- Применим только для безналичных оплат.
- Нужно собирать обширный пакет документации по предприятию и его контрагентам.
- Установленные договором условия оплаты невозможно изменить при факторинге.
Перед обращением за услугами к фактору, следует взвесить все отрицательные и положительные стороны.
В чем отличие факторинга от кредита
Если рассматривать факторинг глазами компании-поставщика, услуга чем-то напоминает кредит, но между этими процедурами есть ряд принципиальных различий:
- Вопрос кредитования рассматривается дольше.
- Можно выбрать любую банковскую организацию для обслуживания.
- Не требуется залоговое обеспечение.
- В балансе нет отображения факторинговых операций, а значит не увеличивается пассив.
Кроме того, при кредитовании банк не будет интересоваться клиентами с дебиторской задолженностью, в отличие от факторинга, где важна вся информация о клиентах.
Из каких этапов состоит факторинг
Несмотря на очевидную простоту процедуры, факторинг – многоэтапный процесс с последовательно выполняемых действий:
- Продавец и покупатель подписывают договор с фиксацией отсрочки.
- Как только товар отгружен, на балансе появляется дебиторская задолженность.
- Компания-поставщик заключает договор с фактором.
- Происходит передача дебиторской задолженности.
- Поставщик получает от фактора около 80-90% от суммы поставки.
- Клиенты рассчитываются по окончании отсрочки, перечисляя деньги на реквизиты факторинговой компании.
- По окончании расчетов остаток суммы переводят поставщику, предварительно вычтя из нее оговоренную договором комиссию.
Предложенная через факторинг схема расчетов по поставщикам позволяет компаниям безболезненно предоставлять отсрочки, не обращаясь к кредитным услугам банка.